?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у ozz_white_wolf в Иисус как шумерский лугаль
Знакомясь с исследованиями по раннединастической культуре шумеров, и в частности с проблематикой избрания лугаля (вождь, царь) напрашивается не совсем явная, но любопытная аналогия с некоторыми евангельскими событиями и представлениями о Иисусе.
   «В самом начале шумерской государственности, - читаем мы в книге В.В. Емельянова «Древний Шумер. Очерки культуры», - царя выбирали в священном Ниппуре посредством сложных магических процедур, механизм которых нам неизвестен... В целях объяснения выбора богов избранный царь утверждает, что еще при рождении все боги Шумера наградили его различными достоинствами, так что к моменту священного выбора он уже был готов к выполнению своей миссии».
 А вот что описывается в Евангелии от Матфея:
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. (3:13)

Воды реки Иордан почитались у иудеев священными.

Читаем далее у Матфея:
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли    приходишь ко мне?
 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его
. (3:14-15)

Здесь, возможно, Иисус говорит о том, что он уже готов к  выполнению своей миссии и должна исполниться его судьба, что перекликается и с шумерской традицией.
У шумеров присутствовало такое понятие как судьба царя (нам-лугаль), которая изначально уготована богами для будущего правителя. Вероятно Иисус в словах «исполнить всякую правду» подразумевал, что пришел исполнить волю богов и ввериться предназначенной ему судьбе. 
В поисках параллели между шумерским ритуалом интронизации (лугаль утверждает, что еще при рождении был награжден богами многими достоинствами) и евангельским текстом о призвании Иисуса мы находим ответ на поверхности. 
 В Евангелии от Луки Ангел восхваляет еще не появившегося на свет царя Иисуса:
И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца
(1:31-33)
Здесь не сам Иисус возглашает о своих привилегиях на царский трон, но все же данный мотив, думается, тождественен  с обращением внимания на свои достоинства еще не принявшего в царский сан шумерского вождя. Кстати говоря, несколько позднее шумерские лугали  также стали причислять себя к отпрыскам богов.
  Читаем далее у В.В. Емельянова: «В царских надписях нередки упоминания о руке бога, выхватившей этого человека (будущего царя – прим. Ozz) из необозримого множества граждан Шумера». Так в одном из основных источников по истории и идеологии раннединастического Шумера (конусы В и С Урукагины) описывается выбор будущего лугаля:
«Когда бог Нингирсу, герой Энлиля, Урукагине царственность города Лагаша вручил из 36 000 человек за руку его взял, прежнее положение вещей он (Урукагина) установил. Слову своего царя, которое Нингирсу ему сказал, он внял» (Перевод  со старошумерского Ю.Б. Гавриловой).
Похожий эпизод происходит и с Иисусом, правда вместо руки бога в евангелиях на Христа нисходит дух божий в виде голубя, а также слышится голос с небес:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение
. (Мф 3:16-17)

Таким образом, в избрании лугаля и в эпизоде с крещением Иисуса можно усмотреть сходные типологические черты. Сходства эти вполне объяснимы древней общинной традицией выдвижения из своей среды лидера, и придания данному выдвижению статуса божественного предопределения. Следует думать, что эта традиция и была воспроизведена в евангельском тексте.
  Миссия шумерского лугаля и галилеянина Иисуса, если их упростить также видится в едином контексте.
«Миссии шумерских правителей не отличались разнообразием: либо это война с соседним городом за возвращение незаконно занятой земли, либо восстановление старого храма, либо проведение законодательного акта». (В.В. Емельянов «Древний Шумер. Очерки культуры»)
  Если прямых указаний в евангельских текстах на то, что задача Иисуса состояла в ведении войны против врага (очевидно римлян) обнаружить не удастся, то вопрос с другими направлениями его деятельности разрешается относительно легко. Находясь в иерусалимском храме, Иисус выгоняет торговцев (продававших там ритуальных животных на законных основаниях):
И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли
. (Ин 2:15-16)
На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
(Ин 2:18-20)
Получается, что Иисус на правах царя как и шумерский градоправитель раннединастического периода заявляет о восстановлении храма в его истинном предназначении как доме бога (кстати, «дом» и «храм» слова тождественные в шумерском языке). Также подобно шумерскому лугалю Иисус дает миру новый закон: «Заповедь новую даю вам».
   Если же приведенные паралелли показались малоубедительными, перейдем к более общим аналогиям в учении Иисуса и шумерском мировоззрении.
  Одна из основных категорий шумерского менталитета ама-ги - «возвращение к матери», означающее как бы сброс, очищение времени, возвращение к началу начал - утробе матери, выражаясь фигурально. Поэтому шумерские лугали, избираемые в новогодние праздники, противопоставляли свое правление прежнему времени (Иисус противопостоавлял Царство божие власти князя мира сего). Так известный нам уже Урукагина называет свои реформы нам-тар-ра уд-бит-та - «прежнее определение судеб». Его предшественник Энментена также в начале своего правления воспользовался идеологией ама-ги. То есть в царствование  Энментены как и Урукагины происходит возобновление времени движущегося по кругу.
  Не таковы ли представления Иисуса о  грядущем Царстве небесном?
  Не призывает ли Иисус человека вернуться к Отцу Небесному (у шумеров это возвращение к матери, что в принципе не отменяет сходства) в притче о блудном сыне, отречься от старого мироустройства, полностью обновившись войти в новое царство? О чем  явствуют некоторые евангельские фрагменты:

А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия
  (Лк 9:59-62)
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие небесное  (Мф 18:3)

  Иисус проповедует очищение и кардинальный разрыв со старым миром для возвращения людей в изначальное время, к изначальному замыслу бога о человеке. Отличие ама-ги от христианского хилиазма лишь в том, что в шумерском мировозрении процесс возвращения к божественному порядку и ухода от оного цикличен.
   Выводы из представленных выше аналогий могут представлять собой два следствия:

1.     В истории с крещением и миссией Иисуса просматривается влияние традиции общины (имевшей место в Шумере и ряде других древних цивилизаций) акта выборов вождя с последующим закреплением такого акта волей богов. Хотя возможно и неправомерно говорить о прямом наследовании древнеобщинной календарно-ритуальной идеологии евангельским Иисусом.
2.     Схожесть в идейном наполнении миссии шумерского царя и «царя иудейского» при достаточно смелом предположении, свидетельствует о иных ментально-культурных источниках мифа о Иисусе.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
gorlex72
Nov. 18th, 2012 06:06 am (UTC)
Исключительно много натяжек и настойчивая подгонка фактов под свою теорию.
nnils
Nov. 18th, 2012 06:14 am (UTC)
Интересная теория. И не лишена логики.
А вот то, что иудеи не имеют никакого отношения ни к ВЗ, ни к Евангелие, даже писать не хочу.
gorlex72
Nov. 18th, 2012 06:33 am (UTC)
Не лишена. Но...
Шумерское (а вернее аккадское) влияние в Ветхом Завете наблюдается только в книге Бытия. Позднее сменяется влиянием Египта (очень существенным), а также Сирии, Финикии, Ирана и эллинов.
Кого Вы имеете в виду под иудеями? Если приверженцев иудаизма, то к созданию Ветхого Завета они действительно не имеют отношения. Ко времени рождения иудаизма (1 веку до Р.Х.) эта часть Библии была уже завершена. К созданию Евангелия имеют, особенно последователи школы Гамалиила. Сам Спаситель определенно высказывал одобрение трудам этой школы.
ozz_white_wolf
Nov. 18th, 2012 06:38 am (UTC)
"и настойчивая подгонка фактов под свою теорию"
Читаем внимательно речи о "теории" не идет: "Знакомясь с исследованиями по раннединастической культуре шумеров, и в частности с проблематикой избрания лугаля (вождь, царь) напрашивается НЕ СОВСЕМ ЯВНАЯ, НО ЛЮБОПЫТНАЯ А Н А Л О Г И Я с некоторыми евангельскими событиями и представлениями о Иисусе.
gorlex72
Nov. 18th, 2012 06:47 am (UTC)
Теории строятся самыми различными способами. В том числе и методом аналогии.
nnils
Nov. 18th, 2012 12:46 pm (UTC)
А анализ косвенного дает подчас намного больше представления и понимания чем написанное и рассказанное.
nnils
Nov. 18th, 2012 12:44 pm (UTC)
спс за комментарий.
(no subject) - russi3 - Nov. 18th, 2012 07:56 am (UTC) - Expand
nnils
Nov. 18th, 2012 11:38 am (UTC)
вы о чем?
vinujden
Nov. 18th, 2012 01:44 pm (UTC)
История иудаизма делится на следующие большие периоды развития: «библейский» иудаизм (XX до н.э. — VI в. до н.э.), эллинистический иудаизм (VI в. до н.э. — II в. н.э.), раввинистический (талмудический) иудаизм (II в. н.э. — XVIII в н.э.) и современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время)[7].

Ветхий раздел был создан по разным источникам в ХIII -VII в до н.э.

Исход библеисты обычно датируют Исход XV—XIII вв. до н. э., в основном связывая с фараонами XVIII и XIX династий: Эхнатоном, Рамсесом II, Мернептахом.

Как видим, всё это могло происходить в одно и тоже время.
Происхождение шумерских летописей и языка покрыто мраком и ставится под сомнение вообще существование Шумерской цивилизации.
Вывод можно сделать такой. На основе древних источников (намного древнее, чем копировалась Библия)египетским политтехнологами была создана история евреев, благо под это влияние попал и Эхнатон, попытавший изменить мировоззрение и религию в самом Египте и который имел родственников среди евреев или среди близких им родам, история тёмная) Смысл многого из первоисточника тамошние жрецы уже забыли, но основу попытались сохранить, хоть и выхолощенную. Патриархат вставал на ноги.Нужна была подходящая идеология. Потом понадобилось подтверждение преемственности идеологии и её наследников, неожиданно появилась шумерская цивилизация.
nnils
Nov. 18th, 2012 02:10 pm (UTC)
При всем к Вам уважении, я не согласна с тем, что Шумерская цивилизация ставится под сомнение.
Сейчас и египетскую цивилизацию под сомнение ставят.
И даже понятно кому это выгодно.
vinujden
Nov. 18th, 2012 02:35 pm (UTC)
Я не берусь по поводу Шумеров категорично высказываться. Много читала о странностях открытия шумеров, их письменности, всё было кучно найдено и быстро расшифровано. Я думаю, что историю им и евреям писали специально под проект. Так же писали тамплиеры историю Китая. Всё это было в разное время, но по одним отработанным схемам.
nnils
Nov. 18th, 2012 02:39 pm (UTC)
скорее наоборот. Еврем как всегда, нагло стырили все у более древней цивилизации, присовив все себе. История знает множеств примеров. И в науке тоже.

Тамплиеры писали историю Китая?
Это что-то новое..
Китай долго был провинцией древней Персии.
vinujden
Nov. 18th, 2012 03:20 pm (UTC)
Не могу найти свои ссылки. Вот тут, хотя верить про тамплиеров до конца трудно. Кстати, письменность Китая тоже не древняя, то, что находят археологи в древних слоях похоже на руны.

http://streletsigor.blogspot.ru/2011_12_01_archive.html

http://www.etextlib.ru/Book/Details/552
nnils
Nov. 18th, 2012 04:10 pm (UTC)
Спасибо.
Вот с РУНАМИ я соглашусь полностью.
mistifficator
Nov. 24th, 2012 03:00 pm (UTC)
А что по этому поводу думает обильно цитируемый Емельянов? Он в жж banshur69.
( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel