Офшорные зоны повторяют судьбу общего процесса глобализации. Они возникли в качестве удобного инструмента анонимизации капиталов на этапе их экспансии из «первого мира» во все прочие. Но потом быстро превратились в еще более удобный способ уклонения от уплаты налогов.
Нельзя сказать, что Россия свой путь придумала самостоятельно. Еще на саммите Большой двадцатки в 2012 и потом в рамках встречи Организации экономического сотрудничества и развития в феврале 2013 была сформулирована проблема размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting — BEPS), признанная общемировой.
После чего ведущие страны мира придумали и утвердили План борьбы с BEPS из 15 пунктов.
Появилось понятие контролируемых иностранных компаний, концепция фактического получателя дохода, было введено требование обязательности раскрытия информации о трансграничных сделках с элементами налогового планирования, сформулирован уровень обязательного экономического присутствия (так называемый сабстанс) для большинства классических офшоров, таких как Британские Виргинские Острова, Сейшелы или ОАЭ.
С той лишь разницей, что большинство участников их у себя в парламентах толком не ратифицировали до сих пор, тогда как Россия методично перешла от слов к делу.
В течение последующих лет в нашей стране разработали и ввели в действие юридические ограничения по дистанционному управлению налоговым резидентством, навели порядок с КИК и особенно с действующими в России иностранными компаниями, фактически принадлежащими российским собственникам и лишь управляющимися через офшор.
В результате, вместо 2% налогов, выплачивавшихся ранее, сейчас все чаще такие бизнесы подпадают под нормальные 13% НДФЛ. Или 15% налога на дивиденды и процентные платежи, направляемые в офшоры.
Сейчас осуществляется последний этап стратегического плана – синхронизация с российским уровнем налоговых ставок с теми офшорами, кому пользование российскими деньгами интересно, и прекращение особых финансовых отношений со всеми прочими.
Например, в апреле 2020 правительству Республики Кипр было предложено довести внутренний налог поступающие из России дивиденды до российского уровня в 15% в рамках Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИНД). Киприоты предложение отклонили. Как закономерный результат – Россия начала процедуру выхода из соглашения с Кипром вовсе.
В результате «домой, в Россию» в ближайшее время вернутся 180 млрд как бы накопленных в РФ «кипрских» инвестиций. На самом деле ранее выведенных из нашей страны и реинвестированных уже под видом иностранных. Что приводило к выводу на Остров около 10,5 млрд минуя налоги. Это при номинальном ВВП Кипра в 24,5 млрд долл.
Грубо говоря, 41% всех кипрских прибылей 2019 года имели прямое российское происхождение. Теперь их не будет.
Люксембург и Мальта «сигнал» поняли правильно и с синхронизацией согласились.
Очередь дошла до Нидерландов. Их Минфин получил из России официальную просьбу о внесении соответствующих поправок в действующее двустороннее СИНД.
Россия, неуклонно и методично, занимается деофшоризацией своей экономики. Без революций, без громкого пафоса, без истеричного рвания тельняшек на груди. Спокойно спускаясь с холма.https://russtrat.ru/comments/7-avgusta-2020-0013-1435
«Минфин направил Нидерландам предложение о пересмотре соглашения об избежании двойного налогообложения в сторону увеличения ставок налога на дивиденды и проценты до 15%», — указано в сообщении Минфина.
По данным ЦБ, в 2019 году в Россию из Нидерландов притекло $3,1 млрд прямых инвестиций, а показатель инвестиций из России в Нидерланды оказался отрицательным (-$70 млн), то есть российские инвесторы на чистой основе вывели из Голландии $70 млн.
Действующее соглашение с Нидерландами предусматривает льготную ставку 5% на дивиденды. Условия: компания-получатель является фактическим получателем (ФПД) таких дивидендов, прямо владеет не менее 25% «дочки» и инвестировала в нее не менее 75 тыс. евро. В отношении процентов и роялти соглашение предусматривает освобождение от налога на доходы у источника выплаты. После изменения соглашения дивиденды и проценты в пользу резидентов Нидерландов из России будут облагаться по ставке 15%.
Об отмене льготных налоговых ставок «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета», объявил президент Владимир Путин.
Он поручил пересмотреть налоговые соглашения с «транзитными» странами и разорвать договоренности с теми, кто не пойдет на изменения.
Дополнительные доходы должны направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным гражданам.
Помимо Нидерландов, письма о повышении налогов получили Кипр, Мальта и Люксембург. 3 августа Минфин объявил о начале денонсации налогового соглашения с Кипром.
Никосия не согласилась на предложенное Минфином повышение налоговых ставок на выплаты в эту страну. При этом Минфин Кипра планирует провести последний раунд переговоров 10 и 11 августа, делегацию Кипра возглавит министр финансов Константинос Петридис.
https://www.rbc.ru/economics/05/08/2020/5f2a82de9a794732036f9210