nnils (nnils) wrote,
nnils
nnils

Categories:

На чьи деньги готовятся расследовательские материалы международного издания «Проект»

В распоряжение RT попали документы, связанные с изданием «Проект», известным своим расследованием под названием «Телега из Кремля» и рядом других «обличающих» российские власти материалов. Как оказалось, называющее себя независимым медиа финансировалось из-за рубежа — в форме так называемых грантов от европейских и американских властей. Редакция принимала деньги, обещая детальную отчётность о росте аудитории, распространении своих материалов и реакции на них, в том числе в политических кругах. При этом, как стало известно RT, основатель и главный редактор «Проекта» Роман Баданин обращался к своим зарубежным спонсорам не только за финансовой помощью, но и с просьбой подыскать ему альтернативную работу в США.



«Проект.Медиа» основал в 2018 году бывший заместитель главного редактора «Газеты.ру», бывший главред РБК и «Дождя» Роман Баданин. Онлайн-издание публикует свои материалы на русском и английском. Тематика — политические, экономические и социальные проблемы в России. Издание, по имеющимся у RT документам, управляется юрлицом Project Media, зарегистрированным в США, но фирма с одноименным названием есть и в Литве. Обеими руководит Роман Баданин.




В январе 2019 года RT сообщал, что общий объём финансирования «Проекта» на старте составил $500 тыс. Теперь стало ясно, кто именно выделил Баданину наибольшую часть средств. Так, американская или литовская Project Media в 2018 году получили $330 тыс. в виде грантов — в качестве «поддержки качественной расследовательской журналистики в России». Выдавали гранты три зарубежных некоммерческих фонда, два из которых контролируются напрямую европейскими и американскими властями.

В частности, «Европейский фонд за демократию» (EED)* выделил «Проекту» $240 тыс., а американский «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED)** выписал чек на $40 тыс. Еще $50 тыс. изданию перевёл бермудский фонд Sreda Foundation***, принадлежащий Борису Зимину, сыну проживающего за границей сооснователя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. В распоряжении RT оказались подтверждающие документы из перечисленных фондов.

Европейский EED, основанный государствами — членами ЕС, и NED, финансируемый конгрессом США, признаны в России нежелательными организациями. Фонд Sreda Foundation Бориса Зимина также внесён в реестр иностранных НКО. Зимин-младший, проживающий сейчас, как и его отец, за рубежом, известен как один из самых влиятельных спонсоров ФБК**** Алексея Навального.

О том, что NED и EED помогали «Проекту» деньгами, также говорится в иске Баданина в миграционную службу США о получении постоянной визы. О финансовом участии в «Проекте» Зиминых ранее известно не было.

На сайте «Проект» называет себя «независимым медиа», объединением журналистов-расследователей и репортёров, исследующим «сложные и опасные темы», за которые не берутся многие другие СМИ.

В издании, помимо Баданина, работают девять сотрудников. Это первый заместитель главреда, политобозреватель Михаил Рубин, издатель Полина Махольд, арт-директор Борис Дубах, редактор отдела «Мнения» Мария Железнова, корреспонденты Мария Жолобова, Ольга Чуракова, Юлия Лукьянова, Соня Гройсман и Даниил Сотников.



Грант от EED: самоокупаемость и уволенные журналисты

Из оказавшихся в распоряжении RT документов следует, что «Европейский фонд за демократию» в период с 1 августа 2018-го по 30 сентября 2019-го выделил «Проекту» €205 240 ($240 тыс. по курсу того времени). В остальных документах, c которыми ознакомился RT, эта сумма гранта EED фигурирует именно в долларах.

Из оказавшихся в распоряжении RT документов следует, что «Европейский фонд за демократию» в период с 1 августа 2018-го по 30 сентября 2019-го выделил «Проекту» €205 240 ($240 тыс. по курсу того времени). В остальных документах, c которыми ознакомился RT, эта сумма гранта EED фигурирует именно в долларах. Например, в документе от июля 2018 года.



Согласно дорожной карте по исполнению соглашения с EED, одна из ключевых целей гранта — «поддержание свободы СМИ в России». Для этого предполагалось учредить новое мультимедийное СМИ, которое еженедельно публиковало бы важные заметки на социальные темы. Однако требования в документе заставляют забыть о том, что речь идёт о гранте, — больше они похожи на те, которые публикуют заказчики по госконтрактам: в «дорожной карте» расписано, какие именно задачи нужно выполнить. Так, в сентябре 2019-го, к концу действия соглашения, EED рассчитывал получить в обмен на перечисленную сумму не менее 20 видео, подкастов и материалов инфографики, 35 «тематических статей». А количество просмотров каждой заметки должно было быть не меньше 150 тыс.



Для осуществления всех этих предписаний Баданин по согласованию с EED установил определённые требования к составу редакции. В частности, в графе о способах достижения целей указано, что «Проект» собрался нанимать только журналистов, уволенных из других СМИ.

«Объединить высококвалифицированных журналистов, потерявших работу из-за цензуры в России», — указано в дорожной карте реализации целей гранта.

К маю 2019 года, согласно планам EED, «Проект» должен был выйти на самоокупаемость и привлекать до €8 тыс. в виде донатов от аудитории в месяц.

Подарок от конгресса США

В распоряжении RT также оказались документы NED с деталями выдачи «Проекту» еще $40 тыс. Это финансовые бумаги, выписки и часть текстовых отчётов Баданина перед американскими спонсорами.

Согласно всем этим данным, соглашение с NED о получении гранта подписано сентябрём 2018 года, а первый транш прошёл в октябре. Деньги выдавали с целью «расширить доступ русскоязычной аудитории к высококачественным независимым расследованиям», следует из приложения к соглашению с NED. Также грантодатель рассчитывал на «развитие способности независимых российских СМИ эффективно продвигать и распространять контент в цифровом формате».



Получателем средств выступила уже знакомая нам американская фирма Project Media Inc.



«Отклик политиков»

Хотя NED выделил меньше всего денег из известных RT спонсоров, он предъявил при этом самые жёсткие требования к Баданину по отчётности.

Основатель «Проекта» должен был присылать по четыре финансовых и четыре описательных отчёта в год — рассказывать подробно о том, как работает «Проект» и насколько хорошо ему удаётся достигать заданных целей.



Баданин должен был регулярно отчитываться о показателях просмотров и визитов на сайт. Нужно было предоставлять ссылки на самые важные из опубликованных заметок, отчитываться о количестве опубликованных статей и реакций на них.

«К показателям успеха могут относиться развитие сайта, увеличение производства увлекающих аудиторию материалов в социальных медиа, а также расширение аудитории расследований благодаря публикациям в соцсетях и цифровому контенту» — указано в документах NED.

Помимо этого, NED интересовала общественная реакция на заметки и упоминание «Проекта» в зарубежных СМИ.

«Организация должна отслеживать влияние и динамику своего присутствия в интернете, особенно с точки зрения охвата аудитории и степени её вовлеченности, — говорится в приложении к соглашению с NED. — К показателям успеха могут относиться расширение доступа общественности к высококачественным независимым журналистским расследованиям на русском языке, отклик со стороны политиков на расследования или привлёкшие широкое внимание ссылки на них, более активное обсуждение и информированность об альтернативных точках зрения, отличающихся от продвигаемого властями дезинформационного и пропагандистского дискурса».

Для финансовых отчётов необходимо было предоставлять чеки, выписки из банков. По словам знакомого с ситуацией собеседника RT, пожелавшего остаться неназванным, помимо плановых финотчётов, Баданину мог в любой момент написать отдел комплаенса NED и затребовать дополнительные документы для подтверждения понесённых расходов.

На одном языке

В отличие от многостраничных соглашений с американским NED с дополнительными соглашениями и описанием детальной отчётности, договор бермудского фонда Sreda Foundation о гранте в $50 тыс. для Project Media занимает одну страницу.



Ранее Sreda Foundation уже награждал лично Баданина журналистскими премиями. Зимин-младший и Баданин знакомы как минимум с 2017 года, когда последний получал премию «Редколлегия», учреждённую фондом Sreda. Они лично знают друг друга: дружат в Facebook, Зимин пишет колонки на «Проекте».

Может быть, поэтому никаких особенных требований фонд Sreda к получателю гранта — изданию «Проект» — и не выдвинул. В договоре указано только, что премия выдаётся для организационной поддержки и основных видов деятельности издания. При этом никаких встречных обязательств получатель гранта не несёт.

Качество журналистики оценил суд

В исследованных RT документах от грантодателей так или иначе присутствует указание на поддержку «Проекта» как качественного расследовательского издания с высокими стандартами профессиональной деятельности. Однако ряд событий вокруг «Проекта» и его журналистов оставляет вопросы к качеству их журналистской работы и к объективности их материалов.

Роман Баданин сейчас выступает ответчиком в судах по делу о защите деловой репутации в связи с материалом «Проекта» «Телега из Кремля». В нём опубликованы данные о связи бизнесмена Владислава Клюшина с Telegram-каналами, якобы контролируемыми администрацией президента. Клюшин подал в суд и потребовал удалить эти сведения, сославшись на их недостоверность. В районном суде Клюшину отказали, но в апелляции решение отменили и признали Рубина и Баданина ответственными за распространение порочащей информации, взыскав с них компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. рублей.

После этого Рубин и Баданин подали кассационную жалобу, однако срок на её подачу был пропущен и жалоба была возвращена без рассмотрения. Но история на этом не закончилась — на март 2021-го назначено новое заседание, предположительно, по восстановлению пропущенного срока на подачу кассационной жалобы (по материалам дела 02-0027/2019 Савёловского райсуда, файл «Дело 33-52274_2019. Определение суда апелляционной инстанции»).

Ранее, в январе 2018 года, Следственный комитет Санкт-Петербурга возбудил уголовное дело по статье «Клевета» после выхода расследования «Питерские. Отец и сын» на телеканале «Дождь». В нём рассказывалось о семье Ильи Трабера, который якобы «приближен» к президенту и построил бизнес благодаря связям с высшим руководством страны. Трабер обратился в СК с заявлением о том, что его оклеветали. Среди авторов расследования был и Роман Баданин. Дело по-прежнему расследуется, о появлении подозреваемых или обвиняемых в деле неизвестно.

Сам же Баданин, как стало известно RT, после запуска проекта настойчиво искал возможности остаться в США и просил своего собеседника из NED разузнать по поводу наличия подходящих вакантных мест. Чем закончилось обсуждение этого вопроса, RT неизвестно.

RT направил запросы в Sreda Foundation, NED и EED с просьбой прокомментировать изложенную в статье информацию. На данный момент ни от одного из фондов ответа не последовало.

*«Европейский фонд за демократию» (EED) — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры.

** «Национальный фонд в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy) — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры от 28.07.2015.

*** — внесены в реестр иностранных НКО.

https://russian.rt.com/russia/article/832218-proekt-badanin-finansirovanie-rassledovanie

П.С.

напомню, что NED и RAND это фирмы прокладки ЦРУ и АНБ. Ибо некомильфо финансировать на прямую. Примечательно то, что вонючка птенец Медвежьего угла ВШЭ долго работала по заказу RAND, обязывая студентов делать массовые опросы.

Наконец-то я вижу отличную журналистскую работу и заметку, а не просто тупые перепечатки западных таблоидов. Типа - мы журналисты только освещаем и даем картинку, не имея своего мнения. Ага.. так вам все давно и верят, зная качество и вбросы современных СМИ, не говоря уже о заказухе и манипулированием сознания

Обыкновенному обывателю и работяге некогда разбираться в хитросплетениях этого ненормального времени и тотальной лжи
И если наши СМИ не займутся качественной и добротной журналистикой с аналитикой, то мозги окончательно промоют другие информационщики
Ведь свято место пусто не бывает

ЖДЕМ оценки качества другой журналистики, экспердов и прочей мутатени с плесенью, которая не следит за базаром, оскорбляя и унижая наше историческое прошлое и великий русский народ на ряду с другими нашими национальностями, внесшими значсительный вклад в прошлое и настоящее Российской Империи.


Tags: СМИ, власть, информационный терроризм, шпионаж и диверсия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments